Max Popenker ([info]mpopenker) wrote,
@ 2009-07-10 18:43:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:статьи

Дайте мне рычаг...
и я перезаряжу винтовку.

В отечественной оружейной культуре винтовки с рычажной перезарядкой (в оригинале — lever action rifles) получили групповое название «винтовки со скобой Генри», в честь американца Бенджамина Генри — создателя первой успешной магазинной винтовки с рычажной перезарядкой. Конструкция \этой винтовки была запатентована в 1860 году в США, а в 1862 году было налажено ее серийное производство. Скорострельная магазинная винтовка имела значительный успех на полях Гражданской войны в США, невзирая на ее сравнительно маломощный патрон — высокая скорострельность и мобильность делали эту винтовку грозным оружием в руках кавалеристов и пехоты северян. Дальнейшее приобретение патентов Генри компанией Винчестер, произошедшее в 1866 году, практически неразрывно связало эти два имени — винтовки с рычажной перезарядкой («скобой Генри») на полторы сотни лет стали визитной карточкой компании Винчестер.
Вероятно первым знакомством русских с многозарядным оружием с рычажной перезарядкой стала битва под Плевной, где турки с большим успехом применили против атакующих русских войск скорострельные Винчестеры, закупленные в США.
Мало известен (или, по крайней мере, на него не обращают особого внимания) тот факт, что Бен Генри не был изобретателем рычажной системы перезарядки — его система была прямым развитием конструкции пистолетов Volcanic, разработанных в 1851-54 годах двумя другими не менее легендарными личностями — Горацио Смитом и Дэниелом Вессоном (будущими отцами-основателями компании Smith & Wesson). Главным новшеством Генри применительно к конструкции Смита и Вессона относительно механизма перезарядки стало увеличение размеров собственно рычага с сохранением его петлеобразной формы, так что в перезарядке вместо одного (среднего) пальца стали участвовать три, что сделало перезарядку существенно более комфортной, особенно в случаях когда механизм оружия уже загрязнен продуктами стрельбы (напомню, на дворе стояла эпоха дымного пороха, дававшего значительное количество нагара). Нужно также заметить, что в то время имелось значительное количество и других систем с рычажной перезарядкой — таких как Шарпс, Пибоди, Спенсер и других, однако их всех объединяло то, что в этих системах рычаг перезарядки имел форму разомкнутой петли, и для того, чтобы им оперировать, приходилось полностью снимать руку с шейки приклада и обхватывать рычаг большим и указательным пальцами руки. Система Генри была лишена этого недостатка — в ней для перезарядки стрелок просто энергично разжимал и сжимал ладонь, лишь незначительно меняя положение руки на шейке ложи, и тем самым добиваясь большей скорострельности и меньшего увода оружия с линии прицеливания.
Нужно сказать, что невзирая на успех магазинных винтвок Спенсера и Генри в ходе Гражданской войны в США ни американская армия, ни большинство других армий не пожелали принять на вооружение оружие, способное выпустить весь носимый боекомплект солдата за пару-тройку минут.
Основной нишей скорострелок, в том числе и магазинок Винчестер с рычажной перезарядкой, стал рынок гражданский. Бурное освоение «дикого» запада и связанные с ним конфликты с индейцами вызвали значительный спрос на скорострельные винтовки, не требовавшие мешкотной перезарядки после каждого выстрела, что было особенно важно для стрельбы из седла (а лошадь тогда была основным транспортным средством).
Попытка приспособить винтовки с рычажной перезарядкой к армейскому использованию оказалась не слишком удачной — как известно. Из-за нехватки штатным винтовок Мосина правительство Российской Империи заказало в США в 1915 году несколько сотен тысяч винтовок Винчестер модели 1895 года, адаптированных под русский патрон. Эти Винчестеры (сконструированные, кстати, Джоном Браунингом) в целом показывали большую скорострельность чем винтовки с продольно скользящим поворотным затвром, но вот в условиях позиционной войны, когда солдатам часто приходилось стрелять из положения лежа, работа рычагом перезарядки (той самой «скобой Генри») становилась весьма неудобной, да и разработанные для гражданского рынка винтовки сами по себе оказались плохо приспособлены к «тяготам и лишениям» окопной войны.

И здесь нам следует прервать нить повествования и вспомнить о том, что на компании Винчестер свет клином не сошелся, и что в США (стране, где подобное оружие было популярнее всего) был еще целый ряд производителей винтовок с рычажной перезарядкой, как минимум не уступавших в успешности Винчестерам самых разных моделей.
Из компаний, успешно просуществовавших до сегодняшнего дня, нужно назвать две — Марлин (Marlin Firearms) и Сэвидж(Savage Firearms).
Компания Сэвидж выпустила свою первую магазинную винтовку с рычажной перезарядкой в 1895 году, причем конструкция оказалась весьма удачной и передовой для своего времени. Во первых, эта винтовка имела скрытый курок, что делало обращение с ней более удобным, во вторых, Артур Сэвидж сконструировал простую, но в то же время весьма прочную систему запирания при помощи перекоса вверх задней части затвора (которая входила в увеличенное окно для выброса гильз в ствольной коробке), что позволяло использовать достаточно мощные патроны. Ну и наконец эта винтовка вместо более или менее традиционного для таких систем подствольного трубчатого магазина имела 5-зарядный роторный магазин, схожий по конструкции с австрийским магазином системы Манлихер-Шпитальский, что опять таки способствовало использованию мощных патронов с длинной гильзой, а в будущем — и с пулей заостренной формы с улучшенной баллистикой. В 1899 году появился усовершенствованный вариант этой модели, известный как Savage 99, выпуск которого продолжался без малого сотню лет, при этом среди калибров этой исторической винтовки числился и такой вполне современный как .308 Винчестер (7.62х51). Впрочем, в силу разных причин в восьмидесятых годах компания Сэвидж свернула производство 99й модели и полностью сосредоточилась на винтовках с продольно скользящим поворотным затвором.

Компания Марлин, созданная в 1870 году в городке Нью Хэвн, штат Коннектикут (неподалеку от компании Винчестер), с 1891 года начала выпуск магазинок с рычажнйо перезарядкой, внешне схожих с Винчестерами но имевших целый ряд заметных различий в конструкции ствольной коробки, затворного узла и узла запирания. Считается, что винтовки Марлин моделей 1891 и 1893 года являются самыми старыми системами, до сих пор находящимися в производстве (самый «старый» Винчестер из выпускаемых поныне датируется 1894 годом). Современные варианты этих систем в каталоге фирмы Марлин имеют номера моделей 39 и 336 соответственно. Кроме того, уже больше ста лет с минимальными изменениями выпускается «крупнокалиберная» винтовка модели 1895 года под патрон .45-70 (и его дальнейшее развитие .450 Marlin). Это оружие пользуется значительной популярностью для охоты на крупную дичь в зарослях, где важны значительное останавливающее и убойное действие пули в сочетании с высокой скорострельностью (на случай неудачного выстрела), а дальность стрельбы сравнительно невелика. Именно винтовки Марлин модели 1895 года нашли свою дорогу в Россию, хотя пока и в сравнительно незначительных количествах.
Что интересно, так это тот факт, что оружие с рычажной перезарядкой выпускают не только американские фирмы – на этом поприще в последние десятилетия активно работают, как это не странно, итальянцы. Вызвано это в первую очередь развитием в США такого вида стрелкового спорта (у нас практически неизвестного) как Cowboy Action Shooting, т.е. стрельба в ковбойском стиле. Эти соревнования, как правило, включают в себя стрельбу из оружия времен «покорения Дикого запада», т.е. револьверов, дробовиков и винтовок. При этом аутентичные винтовки того периода как правило имеют коллекционную ценность либо уже слишком изношены для активного использования, и именно здесь итальянские компании вроде Uberti или Chiappa, предлагающие копии классических винтовок (в нашем случае – моделей фирмы Винчестер) за приемлемые деньги, и, что также немаловажно, сделанные из современных материалов и рассчитанные на современные патроны. Итальянские копии американских винтовок отличаются весьма достойным качеством изготовления, и, не будучи коллекционными, позволяют своим владельцам в полной мере ощутить себя киношными ковбоями, гангстерами или охотниками за индейцами. Впрочем, охотиться с такими винтовками тоже никто не мешает, равно как и просто стрелять на стрельбище в свтое удовольствие.
Интересно также, что в США винтовки и особенно карабины с рычажной перезарядкой и под револьверные патроны (это как правило варианты и копии Винчестеров модели 1892 или Марлинов модели 1894 года калибров .38 / .357, .44 или .45) часто рекомендуют в качестве «политически корректного» оружия для защиты своего дома. В самом деле, в глазах как общественности так и судей в случае чего карабин с конструкцией более чем столетней давности (пусть и выпущенный совсем недавно) выглядит куда как менее агрессивно, чем «штурмовая» полуавтоматическая винтовка. При этом емкость магазина таких карабинов как правило составляет порядка 10 патронов, выпустить которые можно в довольно приличном темпе. Револьверный патрон обеспечивает вполне солидное останавливающее действие на типичных дальностях самооборонных ситуаций, позволяя избежать лишней опасности для окружающих из-за рикошетов, чрезмерной опасной дальности полета пули или высокой пробивной способности винтовочных пуль. В плюсе также сравнительно малая отдача (то есть оружие комфортно в стрельбе для пожилых людей, женщин и т.п.) и существенно более высокая по сравнению с короткоствольным оружием точность стрельбы.
Кроме того, со времен дикого запада и чуть ли не до шестидесятых годов карабины с рычажной перезарядкой (чаще всего Винчестеры модели 1894 года калибра .30-30) были довольно популярны в качестве полицейского оружия, особенно на юге и западе США, и официально состояли на вооружении полицейских департаментов, например в штате Техас.
Но пожалуй самым главным феноменом винтовок с рычажной перезарядкой является их откровенная «ретроградность». До сих в пор в производстве остаются модели, созданные 100 и даже почти 150 лет назад (итальянцы довольно успешно продают копии карабинов Генри модели 1860 года), при этом попытки создать более «модерновые» модели с такой же перезарядкой как правило особым успехом не отличались – та же фирма Винчестер, выпустив в 1955 году винтовку модель 88 с более современными, «обтекаемыми» формами, коробчатым магазином, более продвинутым запиранием поворотом затвора и под самые в тот момент новые патроны .308 Винчестер, в конце семидесятых годов сняла их с производства, тогда как «древние» Винчестеры модели 1894 года продаются и поныне (являясь самым массовым гражданским оружием в США, с общим выпуском исчисляемым миллионами штук). Чуть лучше судьба отнеслась к бельгийской винтовке Browning BLR, выпускаемой с 1969 года – эта винтовка, имевшая много общего с Винчестером 88 (поворотный затвор, коробчатый магазин, современные калибры) выпускается до сих пор, но е успех по сравнению со старичками от Марлин или Винчестер довольно скромен. О причинах такого ретроградства можно говорить долго, однако факт остается фактом – многие предпочитают покупать оружие классического, исторического если так можно выразиться вида, невзирая на то, что и схема такого оружия вроде как устарела, и эффективность по сравнению современными образцами не та… Как бы то ни было, оружие с рычажной перезарядкой несомненно имеет как историческую значимость и своеобразный шарм, так и вполне практическое применение, в том числе и в условиях России, и нам бы хотелось видеть больше винтовок, карабинов и даже ружей (были и такие, причем их копии выпускаются и поныне) с рычажной перезарядкой на прилавках Российских оружейных магазинов. Можно не сомневаться – покупатели на них найдутся.


Иллюстрации

Free Image Hosting at www.ImageShack.us
пистолет Volcanic конструкции Смита и Вессона.

Free Image Hosting at www.ImageShack.us
Британская однозарядная винтовка Мартини-Генри

Free Image Hosting at www.ImageShack.us
карабин Спенсера 1865 года


копия карабина Генри М1860 производства компании Uberti


винтовка Винчестер модели 1866 года


копия Винчестера М1873 производства компании Uberti


«мушкет» Винчестер модели 1873 года под револьверный патрон калибра .44-40 – попытка создать милитаризованную модель для Национальной Гвардии США, 1870-80е годы


карабин Винчестер М1892 под револьверный патрон калибра .44-40


карабин Винчестем М1894 калибра .30-30, выпущенный в 1943 году и долгое время использовавшийся полицией штата Техас



охотничий вариант винтовки Винчестер М1895


военный Винчестер М1895 русского заказа


винтовка Марлин М1879 калибра .32-20


винтовка Марлин М1895 калибра .45-70


винтовка Марлин М1894 под револьверный патрон .38-40


винтовка Сэвидж 99 выпуска 1913 года


винтовка Сэвидж 99 выпуска 1960х годов под патрон .308 Винчестер


винтовка Винчестер модель 88 под патрон .308 Винчестер


винтовка Browning BLR-81


© М.Попенкер 2009. Опубликовано в журнале "Ружье"



(35 comments) - (Post a new comment)

<рассудительно>
[info]milchev
2009-07-10 02:59 pm UTC (link)
Тут надо отметить, что с увеличением длины патрона ход затворной группы увеличивается (для иллюстрации этого достаточно взглянуть на положение рычага Винчестера 1895 при открытом затворе), в результате показатель "скорость перезарядки" заметно ухудшается.

(Reply to this)

С видемым удовольствием:
[info]nikolaj_s
2009-07-10 03:34 pm UTC (link)
Большое спасибо!

(Reply to this)


[info]graycat63
2009-07-10 03:34 pm UTC (link)
Военному применению не очень способствовал и подствольный магазин - не позволяет использовать остроконечные пули и центр тяжести меняется по мере расхода патронов.

Сейчас Hornady делает 30-30 с мягким острием и говорят что здорово увеличивает точность модели 1894, я купил коробку да все никак не собирусь попробовать.

http://www.chuckhawks.com/leverevolution.htm

(Reply to this)


[info]stenv
2009-07-10 03:57 pm UTC (link)
отличная статья. "широко известны в узких кругах.." вроде как оружию больше ста лет и выпускается-и при этом не сказать чтоб сильно известно.

но подробно.

а ничего что патрон револьверный? это не мешает?

(Reply to this) (Thread)


[info]omoh_pa
2009-07-10 04:52 pm UTC (link)
а ничего что патрон револьверный? это не мешает?

Смотря для чего. Месяц назад охотились на кабанов с карабинами под .44 револьверный патрон. Должен признать, что кабана с одного выстрела такой патрон не берёт. Мне пришлось стрелять дважды. Мой приятель тоже добивал своего кабана вторым. Мой же брат стрелял .308 и одного патрона хватило чтобы сразу наповал.
Но на более мелкую дичь (например на человека) должно работать без проблем.

(Reply to this) (Parent)


[info]pagan_the_great
2009-07-10 04:17 pm UTC (link)
извините за популистский вопрос )

а что за гладкоствол с рычажной перезарядкой был у губернатора всея Калифорнии в Терминаторе 2?

на =одном малоизвестном= такого вроде нет )

(Reply to this) (Thread)


[info]seadevil001
2009-07-10 04:34 pm UTC (link)
Дробовик. Опиленный. Винчестер 1887/1901.
http://en.wikipedia.org/wiki/Winchester_Model_1887

(Reply to this) (Parent)


[info]leon_85
2009-07-10 07:41 pm UTC (link)
В догонку: http://www.imfdb.org/index.php/Terminator_2:_Judgment_Day (много фото)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sielent_brat
2009-07-10 09:42 pm UTC (link)
Спасибо.
И когда ж я высплюсь? :(

(Reply to this) (Parent)


[info]gangrel123
2009-07-17 01:52 pm UTC (link)
Вот тут статья о нём и видео. http://www.kalibr.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=253:chiappa&catid=67:video&Itemid=193 http://www.kalibr.tv/index.php?option=com_content&view=article&id=252:chiappa&catid=59:g-guns&Itemid=183

(Reply to this) (Parent)


[info]seadevil001
2009-07-10 04:35 pm UTC (link)
Помимо пистолетов Вулканик, были и винтовки под этим названием.

(Reply to this) (Thread)


[info]mpopenker
2009-07-10 05:30 pm UTC (link)
пистолет просто более известен

(Reply to this) (Parent)

*
[info]el_coyote
2009-07-10 08:04 pm UTC (link)
Статья написана очень хорошо, интересно читать, спасибо!
только пара меелких претензий и дополнений:
"ощутить себя киношными ковбоями, гангстерами или охотниками за индейцами. "
тут лучше сказать "бандитами", потому что гангстеры это больше из "roarin' 20s" :)

"Револьверный патрон обеспечивает вполне солидное останавливающее действие на типичных дальностях самооборонных ситуаций, позволяя избежать лишней опасности для окружающих из-за рикошетов, чрезмерной опасной дальности полета пули или высокой пробивной способности винтовочных пуль. В плюсе также сравнительно малая отдача (то есть оружие комфортно в стрельбе для пожилых людей, женщин и т.п.) и существенно более высокая по сравнению с короткоствольным оружием точность стрельбы."
также он позволяет закупать одни и те же патроны и для револьвера и для карабина

(Reply to this) (Thread)

Re: *
(Anonymous)
2009-07-13 06:06 am UTC (link)
Тогда уж лучше гангфайтерами :)

(Reply to this) (Parent)


[info]19_stalker_69
2009-07-11 08:40 am UTC (link)
Спасибо за интересную статью.
Как владелец Marlin 1895G подтверждаю: слона на скаку остановит, и хобот ему оторвёт :)

только лягается при этом как бешеный мустанг.

(Reply to this) (Thread)


[info]waldliebhaber
2009-07-11 09:29 am UTC (link)
Добрый день.
Хотелось бы владельца такого замечательного аппарата немного порасспрашивать - т.к. сам планирую такой завести.
Насколько я понимаю патрон 45-70 govt.? И что, правда очень сильно лягается?
Просто Очень бы хотелось Марлин под .444 Marlin, а он еще мощнее(собственно мощность и привлекла).
Просто если отдача слишком большая - так из него фиг куда попадешь, и повторного прицельного выстрела с отбитым плечом не сделаешь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]19_stalker_69
2009-07-11 01:52 pm UTC (link)
Да, патрон 45/70 Gov't, ствол укороченный ("Guide Gun").
Отдача действительно намного сильнее, чем от .308. Может быть виной тому - патроны с максимально тяжелой пулей (что-то около 400 гран, точнее сейчас не вспомню, а пачки под рукой нет), но это -не беда,ведь карабин для плинкинга не предназначен (тем более - при такой стоимости боеприпаса), а на охоте вполне хватает одного выстрела по месту.
В трёх четвёрках модель так и называется: 444. По отзывам, как раз у 444 (во всяком случае - с портированным стволом) отдача намного мягче, чем у 45/70, при этом траектория не такая "миномётная". На http://talks.guns.ru есть масса отчётов по обоим калибрам.

(Reply to this) (Parent)


[info]redrok
2009-07-15 05:55 pm UTC (link)
Вы уверены что хотите взять оружие со ксобкой генри под такой мощный боеприпас? В другой статье читал, что ещё одной из причин почему скобку не приняли в армию было то, что при стрельбе не пистолетными, а более мощными винтовочными патронами механизмы оружия очень сильно разбалтывались. Хотя впрочем для охоты это наверно неактуально, всегда есть возможность присесть на пенёк и подтянуть ослабшие узлы.

(Reply to this) (Parent)


[info]mpopenker
2009-07-12 06:29 pm UTC (link)
>только лягается при этом как бешеный мустанг.
странно, я из точно такого стрелял и как раз еще подивился мягкости отдачи, даже по сравнению с тогдашним моим 12-калиберным :) Стоегером 2000.

(Reply to this) (Parent)


[info]redrok
2009-07-15 05:50 pm UTC (link)
Какой калибр???

(Reply to this) (Parent)


[info]waldliebhaber
2009-07-11 09:42 am UTC (link)
Спасибо за интересную статью - очень интересуюсь lever-action агрегатами.
Офф-топ
Не так давно у вас проскальзывали размышления про мелкашки.
Хотелось бы у вас, как у эксперта, спросить о Browning Semi Auto .22.
Не опасно ли патроны кольцевого воспламенения пихать в подствольный магазин?
И не слишком ли ствол короткий - этот мелкан прям игрушечный на витрине.

(Reply to this) (Thread)


[info]19_stalker_69
2009-07-11 01:59 pm UTC (link)
ИМХО патроны КОЛЬЦЕВОГО воспламенения должны чувствовать себя в трубчатом магазине вполне комфортно.
А магазин у Browning Semi Auto немножко не подствольный, а в прикладе.

(Reply to this) (Parent)


[info]mpopenker
2009-07-12 06:30 pm UTC (link)
>Не опасно ли патроны кольцевого воспламенения пихать в подствольный магазин?
нет, патроны с тупой мягкой пулей отлично живут в трубчатых магазинах

>И не слишком ли ствол короткий
а для патрона .22Лр длинный ствол и не нужен

(Reply to this) (Parent)


[info]oleg545
2009-07-13 08:17 am UTC (link)
еще до сих пор выпускаются мелкокалиберные винтовки Lever Action для плинкинга Henry Golden Boy .22LR и Henry Golden Boy .22WMR и дробовики, в частности Marlin.410 и копии Winchester M1887/1901 но 12 калибра, а не 10-го

(Reply to this) (Thread)


[info]mpopenker
2009-07-13 08:59 am UTC (link)
>дробовики, в частности Marlin.410
увы, на сайте Марлина таковых уже нету, судя по всему, сняты с производства.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]oleg545
2009-07-13 09:00 am UTC (link)
блин... еще год назад были (((((

(Reply to this) (Parent)


[info]ru_blogi
2009-07-14 03:35 am UTC (link)
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/tech/130709/482).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Надеемся, количество ваших читателей и популярность вашего блога после публикации в нашем журнале увеличатся.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.

(Reply to this)


[info]redrok
2009-07-15 06:26 pm UTC (link)
Спасибо хорошая статья. наконец точно узнал почему эта скорострельная по сравнению с обычной компоновкой система не принята в армию. А в РФ что оружия со скобкой генри вообще не продают?

(Reply to this) (Thread)


[info]mpopenker
2009-07-16 03:10 pm UTC (link)
продают, почему не продавать? в Нижнем Новгороде есть Марлины .45-70 и .444, но ценник на них совершенно безобразный, увы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]redrok
2009-07-16 06:12 pm UTC (link)
Непонял. Они что ещё их под импортные калибры продают?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jaerraeth
2009-07-17 10:01 am UTC (link)
Так под "отечественные" их ведь не делают...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]redrok
2009-07-17 12:59 pm UTC (link)
А в наших магазинах импортные можно приобрести? Если нет, то на кой тогда эти винчестеры?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]jaerraeth
2009-07-17 01:25 pm UTC (link)
Можно, но не везде...

(Reply to this) (Parent)


[info]gangrel123
2009-07-17 01:59 pm UTC (link)
Кстати,карабин Винчестера турками применялся только в кавалерии.

(Reply to this)

Спохватившись:
[info]nikolaj_s
2009-07-23 10:34 pm UTC (link)
Кстати, а есть lever action'ы под безфланецеве патроны вроде .45ACP или 10mm auto? И если нет, то почему?

(Reply to this)


(35 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…